Пятница, 20.10.2017, 13:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Школа № 10

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

А. П. Чехов «Хамелеон». Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь.
[ Скачать с сервера (84.0Kb) ] 27.04.2015, 12:12
А. П. Чехов «Хамелеон». Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь.

Цель: учить определять элементы сюжета, находить и объяснять роль художественных деталей, определять тему и идею рассказа, завершить формулировку утверждения; развивать понятие о рассказе, сюжете, композиция, антитезе, художественной детали, развивать ноосферно-экологическое мышление через работу пяти каналов получения информации (слух, зрение, осязание, нюх, вкус); воспитывать чувство собственного достоинства, принципиальность, смелость, уверенность, справедливость, профессионализм.
Форма: урок-мастерская, литературный квест.
Наглядность: схемы, таблицы, деталь (шестерёнка), цепь, решето, шинель, рисунки с изображением хамелеона, крыжовника, шинели, пальто, тестирование, рефлексивная карта.
Эпиграф: «Капля за каплей выдавливать из себя раба…». (А. П. Чехов).

Ход урока

1. Организация класса. Заполнение рефлексивной карты. Запись домашнего задания.

2. Объявление темы. Постановка целей и задач. Проблемный вопрос: закончить предложение «Чехов – мастер …».

3. Мотивация. Работа по ноосферно-экологической стратегии ( смотреть цель). ХД-цепь.
4. Актуализация опорных знаний (стр.21, читатель – теоретик, 1-я работа в группах)
5. Работа по теме:
а) эпиграф;
б) проверка домашнего задания: лексическое значения слова «раб», что значит совершать рабские поступки (2-я работа в группах).
Раб – 1) в рабовладельческом обществе – тот, кто был лишен прав, средств, был в полном владении своего хозяина; 2 ) в Украине, России 18 – 19 века крепостной, 3) (перен.; абсолютно бесправный человек политически, экономически, психологически; 4 ) тот, который полностью подчиняется каким–либо обстоятельствам, условиям, личным наклонностям и т.д.;
в) художественная деталь (стр. 22, читатель – теоретик, сообщение ученика);
г) стр.26, «читатель – биограф». Факты о писателе. Задание: прослушать тексты, определить, что помогло А.П. Чехову « выдавливать из себя раба …» (3-я работа в группах);
д) сценка из рассказа «Хамелеон», анализ; ХД - крыжовник, решето, шинель, пальто, прозвища, хамелеон, собака (4-я работа в группах);
е) работа с антитезой, (5-я работа в группах):
Раб Свободный человек
Чинопочитание профессионализм
Беспринципность принципиальность
Корыстолюбие справедливость
Самоуничижение уверенность
Подхалимство достоинство
Трусость смелость
ё) просмотр современной интерпретации рассказа « Толстый и тонкий», есть ли у героев в поведении «рабское состояние»?
6. Физкультминутка. Аплодисменты в результате хорошего результата. Проводит ученик.
Кто, как и Чехов, родился в январе? (17, 29 января).
• Кто мечтает, как и Чехов, получить медицинское образование?
• Кто, как и Чехов, мечтает посетить остров Сахалин, Индию, Константинополь, Сингапур, Цейлон?
• Кто, как и Чехов, не мыслил своё счастье без литературы?
• Кто мечтает побывать в солнечной Ялте и посетить музей Чехова?
• Кто, так же как и Чехов, будет заниматься благотворительностью: строить школы, помогать голодающим?
• Кто согласен с тем, что в 1888 году Чехов получил Пушкинскую премию?
• Кто, как и Чехов, умеет прощать людей и не бунтует по различным поводам?
• Кто, как и Чехов, всегда отдает долги?
• Кто никогда не лжет, даже по пустякам?
• Кто нашел в себе талант и с уважением к нему относится?
• Кто, как и Чехов, никогда не спит в грязной комнате, не ходит по грязному полу?
• Кто, как и Чехов, любит рыбалку?
• У кого, как и у Чехова, есть братья и сестры?
7. Проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков.
Продолжите: «А. П. Чехов – мастер … (коротких рассказов)».
Тестирование.
Оформление рефлексивной карты.
8. Домашнее задание:
• подготовить свой вариант развязки к рассказу «Хамелеон»; как могли бы развиваться события, если бы собака укусила самого Очумелова?; используйте свои художественные детали для характеристики персонажа;
• подготовьте монолог от имени Очумелова с ориентировочным названием «… ты ещё кусаться будешь, окаянная?»;
• подготовь рассказ-сценку « Я – хамелеон?..»;
• прочитай Феликса Кривина «Судьба Хамелеона» или Сергея Плинина «Хамелеон … по А. П. Чехову» (по желанию);
• повторить рассказ Джеймса Олдриджа «Последний дюйм».

Дополнения

Карточка №1

1. Найдите в тексте описание внешности героев: Очумелова, Хрюкина, Елдырина.
Справка: портрет – описание внешности персонажа в художественном произведении (лицо, фигура, походка, одежда, манера одеваться, характерные жесты). Даёт возможность представить внешность литературного персонажа, понять его положение в обществе, раскрыть особенности его характера, переживания.
О-в: говорит строго, кашляя и шевеля бровями; его бросает то в жар, то в холод; улыбка умиления.
Х-н: бежит, подавшись туловищем вперёд. Падает на землю и хватает собаку за задние лапы; поднял вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец; лицо полупьяное.
Е-н: «рыжий».
2. Какие элементы внешности изображены? Что подчёркнуто автором? Почему?
3. Почему смешно проявление холопства?
Высказывается не перед генералом, а перед дрожащей собачкой и толпой случайных зевак.
4. Назовите две линии поведения человека, изображённые Чеховым.
Деспотически повелевать (например, Хрюкину доставляет наслаждение издеваться над любым существом, хотя бы и над собакой) или униженно поклоняться.
5. Как относится автор к своим героям? Сочувствует ли он им? Нет, герои ни в чём не показаны хорошими людьми.
6. Хамелеонство – это один порок или несколько? Хамелеонство – это манера мышления и стиль жизни; не один порок, а целое скопище.
7. Легко ли быть честным, говорить то, что думаешь? Не всегда легко, но если поступать иначе, как можно уважать себя.
8. Сделайте вывод по результатам анализа внешности героев. Изменчивость героев такая быстрая, что мы испытываем отвращение. В конце Очумелов считает себя победителем: удалось всё же выкрутиться. Мгновенные переходы от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству. Язва хамелеонства разъедает не отдельных людей и даже не отдельные сословия, авсё общество. Сбивается спесивая надменность человека, который и разговаривать то нормально считает ниже своего достоинства – бросает незавершённые фразы.
9. Какие художественные детали помогли вам сделать вывод? Определите их разновидность по объекту создания и частоте использования. Портретные, одноразовые.

Карточка №2

1. Прочитайте первые строчки рассказа. Какая художественная деталь из одежды Очумелова сразу бросается в глаза? Что это обозначает? Зачем нам нужно знать об этом? Какое время года изображено? В чём несоответствие? Новая шинель. Лето. Крыжовник поспел.
2. Что несёт полицейский надзиратель? Почему не отдал городовому? Что там? Узелок, дорожит, конфискованное.
3. Что несёт городовой? Конфискованный крыжовник. Всего то решето крыжовника.
Справка: конфискация – термин из деловой, официальной речи; принудительное и безвозмездное изъятие денег или имущества частного лица в пользу государства; обычно применяют, когда речь идёт о каких-то больших, ценных предметах, большой сумме денег.
4. Почему Очумелов в шинели? Не преувеличивает ли Чехов? Как называется такой художественный приём?
Наличие чина, служебное состояние. Это признак власти. Она его сразу выделяет среди обывателей. Это преувеличение, гипербола.
5. Почему во второй части рассказа Очумелов называет шинель пальто? В чём различие? Пальто указывает на семейное, гражданское состояние, не подчёркивает принадлежность к власти.
6. Почему Очумелову трудно решить конфликт? Что для него главное: кто виноват в случившемся или чья собака? Какие решения он принимает?
То истребить собаку, то отвести домой чуть ли не под охраной. Чья собака? Не принять ли опрометчивого решения.
7. Как выражается степень растерянности Очумелова? Кто снимает и одевает пальто? Почему? Почему Очумелов называет Елдырина братом?
Эпизоды с шинелью: перемены настроения, поведения. Пальто снимает и надевает городовой. Очумелов – столб, монумент, опора власти, памятник самому себе, торжественная мантия у царя, которую придворные снимают и одевают по мере надобности.
8. Сделайте вывод по результатам анализа художественных деталей, какой Очумелов чиновник, как он использует власть, кого он боится.
Очумелов – беспринципный чиновник, использует власть в своих целях, ему характерны покорность, приниженность, постоянный страх перед власть имущими.
9. Какие художественные детали помогли вам сделать вывод? Какие они по объекту создания и частоте использования?
Вещевые - шинель сквозная, узелок, решето, крыжовник одномоментные.

Карточка №3

1. Во что одет золотых дел мастер Хрюкин? Ситец – дорогая ткань или дешёвая? Почему рубаха накрахмаленная, а жилетка расстёгнутая?
Справка: жилет – вид мужской одежды без рукавов, поверх которого обычно надевают пиджак; выбегать в жилетке на улицу не принято.
Дешёвая, он не прост, хочет показать себя. Полупьян.
2. Когда тон речи Хрюкина меняется?
Когда понимает, что получить компенсацию не удастся, та как изменилась ситуация: свидетели, собака генеральская. В течение разговора всё больше сникает и опускает, наконец, свой палец.
3. Есть ли противоречия в его речи?
Да, «нынче все равны», « у меня у самого брат в жандармах», (не переводя дыхания, думая, что это его возвысит).
4. Хрюкин – это невинно пострадавшая жертва или тоже хамелеон?
Легко меняет свои взгляды, тоже перекрашивается.
5. Докажите, что Хрюкин и Очумелов не противопоставлены, а сопоставлены. Проследите за речью и манерой речи.
Оба используют неправильные синтаксические конструкции, стремятся создать впечатление солидности, Хрюкин кашляет в кулак, Очумелов отвечает, строго кашляя.
6. К кому относится фраза: «Ужо я сорву с тебя, шельма»? Стал бы Хрюкин издеваться над собакой, зная что она генеральская?
Вряд ли.
7. Что обозначает победно поднятый палец Хрюкина?
Любит привлекать внимание (в данном случае сонных обывателей), чтобы почувствовать себя героем дня.
8. Сделайте вывод по результатам анализа художественных деталей, какой Хрюкин, что он больше всего любит?
9. Какие художественные детали помогли вам сделать вывод? Какие они по объекту создания и частоте использования?
Вещевые: рубашка, жилет – одномоментные, палец – сквозная.

Карточка №4

1. Что такое композиция?
2. Как начинается первая фраза рассказа? Какой фразой рассказ заканчивается?
3. Можем ли мы сделать вывод, что перед нами рамочная (кольцевая) композиция? Почему?
Концовка произведения возвращает нас к началу.
4. Докажите, что концовка рассказа выдержана в более торжественном стиле, который Чехов использует весьма иронически.
Шинель. Очумелов без неё немыслим, возникает величественный образ.
5. Прокомментируйте: «Очумелов, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади». Объясните подчёркнутые слова.
Запахивается как в какую-нибудь драгоценную меховую шубу. Можно подумать, что речь идёт о знаменитом путешественнике, странствующем по неизведанным землям… или о корабле, много лет продолжающем свой путь по бурным морям… Ничего подобного. Это всего лишь полицейский надзиратель, но вид у него такой, будто величественный путь раскрывается перед ним впереди, а не самая обычная базарная площадь.
6. Проследите путь Очумелова по базарной площади. Докажите, что он не продвигается вперёд.
Его движение мнимое. Он всего лишь кружится по базарной площади. Кстати, в Таганроге (и не только там) базарная площадь была круглой.
7. Во время чтения рассказа вам больше было смешно или грустно?
8. Сделайте вывод по результатам анализа художественных деталей, поделитесь мыслями об исковерканности человека, о его представлениях о честности, искренности, правде.
Возникает мысль об исковерканности человека, искажённых представлениях о честности, искренности, правде. Да, нужно по капле выдавливать из себя раба.
9. Какие художественные детали помогли вам сделать вывод? Какие они по объекту создания и частоте использования?
Композиционные: начало и конец произведения, путь Очумелова – сквозные; вещевая: шинель – сквозная.

Карточка №5
1. Что такое экстеръер?
Справка: художественный или архитектурный внешний вид, оформление здания; внешний вид и телосложение животных.
2. Опишите площадь в тот момент, когда Очумелов начинает своё шествие по площади. Прослеживается ли дальше по тексту антитеза?
Тишина. Ни души. Да. Скандал.
3. Какое сравнение при описании площади помогает Чехову создать впечатление не только безлюдья, но и господствующей скуки, сонного царства, даже некоторой скрытой опасности?
Открытые двери лавок и кабаков «глядят уныло как голодные пасти» - выразительный и вместе с тем неожиданный образ.
4. Почему площадь оживилась?
Ждут скандала, дармовой потехи, любопытны.
5. Как автор называет людей, находящихся на площади? Охарактеризуйте их.
Толпа. Сборище. Третье действующее лицо. Она покорна (оттого Очумелов «врезывается»), не сопротивляется, хохочет не над Очумеловым, а над Хрюкиным, обывательская, та самая среда (питательная), на которой Очумеловы и вырастают. Никто не озабочен законностью, никто не возмущён и даже не удивлён поведением Очумелова. Развито раболепие.
6. Какое существо в рассказе по-настоящему жалко? Почему? Используйте авторскую характеристику. Когда нам кажется, что Очумелов уменьшился в росте?
Собаку. Испуганный, дрожащий щенок, «в слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса», белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. «Всё лицо заливается улыбкой умиления». Забыты недавние грозные слова. Сюсюкает. Теперь уже он смотрит на собаку как бы снизу вверх.
7. Когда нам кажется, что Очумелов – памятник?
Когда он, выясняя чья собака, с высоты своего величия сверху вниз грозно поглядывает на дрожащую собачонку. «А собаку истребить надо!».
8. Сделайте вывод на основании анализа художественных деталей. Какие чувства вы испытываете по отношению к толпе?
Испытываем отвращение к хамелеоновской толпе (безликой, неживой), благодаря которой процветают Очумеловы.
9. Какие художественные детали помогли вам сделать вывод? Охарактеризуйте их за объектом создания и частотой использования.
Экстерьерные: двери лавок, кабаков – одномоментные; щенок, толпа – сквозные.

Карточка № 6
1. Прокомментируйте говорящие фамилии: Очумелов, Хрюкин, Елдырин. Как автор относится к своим героям?
Очумелов – сошёл с ума, врёт, готов унизить кого-либо; Хррюкин – свинское поведение (бьёт собаку), говорит непонятно что; Елдырин – лентяй, волдырь (русск.) – прыщ (укр.), всем мешает.
2. Охарактеризуйте речь Очумелова. Подтвердите цитатами, что он говорит:
грубо, отрывисто;
лжёт;
в приказном порядке;
всех называет на «ты»;
недоговаривает предложения.
«Почему тут?», «Это ты зачем палец?»
3. Как Очумелов обращается к собаке? Подберите синонимический ряд. А к генералу? К Хрюкину?
«Бродячий скот» (комично в применении к собаке), «подлость одна только» (бранная лексика), собака (нейтральное), собачка, собачонка, цуцик (положительная эмоциональная окраска).
4. Где по отношению к Очумелову находится городовой? Почему? Обратите внимание на глаголы движения.
Почтительно пропустив начальство вперёд, он старательно шагает за ним (словарь: марширует). Надзиратель идёт, а городовой шагает.
5. Как глаголы движения передают состояние Очумелова во время происшествия на площади?
Он будто по команде не просто поворачивается на шум, но, как в строю, делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Метафора, необходимая автору для передачи резкого, динамического движения. Очумелов не обращает внимание на людей, грубо и неуважительно расталкивает их.
6. Прокомментируйте глагол «врезывается». Что это за художественное средство?
7. Как Очумелов относится к толпе?
8. Сделайте вывод на основании анализа художественных деталей. Какая речь у героев? Как они относятся к людям?
Самоуверенность, полное пренебрежение, окрики, лишённые здравого смысла.
9. Какие художественные детали помогли вам сделать вывод? Охарактеризуйте их за объектом создания и частотой использования.
Речевая, сквозная. Глаголы движения, синонимический ряд к слову «собака», грубая, приказная речь.
Категория: Мои файлы | Добавил: Luluka
Просмотров: 523 | Загрузок: 5 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
https://семечка-джа.com/tr/%D1%84%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0 %BD%D1%8B%D0%B5/great-white-shark-fem.html - Great White Shark Feminised kenevir tohumu susu Buyuk Beyaz Kopekbal?g? Feminised
Компания “Семечка Джа” занимается реализацией качественных семян коноплилучших видов и
уже не первый год является лидером в этой области рынка.

Заметьте как в Европе построен рынок канабиса. Пример http://www.cannabiscollege.com/ или там
https://www.cancer.gov/about-cancer/treatment/cam/hp/cannabis-pdq. Узаконивание происходит во всё большем количестве государств. Культура постоянно растет А что мы видим у в Киеве только единственный магазин хорошего качества !!! Единственный суперский магазин конопли - seedjah.com и тот забанен роскомнадзором (((

Мы предлагаем нашим покупателям семена только превосходного качества, которые имеют высокий коэффициент всхожести. Кроме качества продукта, Вас без сомнения порадуют
наши доступные цены. Это можно объяснить тем, что очень высокая конкуренция среди
магазинов, продающих похожуютовар,
обязываетбороться за наивысшее качество
продукта и обслуживания и при этом сохранять невысокие цены.
Приобретая семена конопли у нас, Вы обязательно получите тот самый сорт, что Вы выбрали. Наша компания можем доставить
продукт по территории Украины и России. Если по какой-то причине заказчик не получаете свой
товар, наш интернет-магазин ручаемся вернуть всю сумму, которую Вы заплатили за семена. тут http://семечка-джа.com/ua/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B8_% D0%B2 _%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B5.html - http://семечка-джа.com/ua/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%BA %D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B8_%D0%B2_%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD% D0%B5.html Купити насіння конопель в Україні
И, наконец, касаемо тайности – интернет-магазин “Семечка
Джа” уважает выбор своих покупателей, поэтому, сотрудничая с нами, Вы можете быть полностью уверены, что любая информация о заказчике и месте доставки останется не будет разглашена.
мы в социалках
https://plus.google.com/+Seedjah
https://yandex.ua/maps/org/semechka_dzha_seedjsh/1642584941?lang=ru
https://twitter.com/seedjah
https://www.facebook.com/semechkajah/
https://ok.ru/profile/572871626215
https://www.instagram.com/semena_cannabisa/
т. +38(099)76-66-563

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz