Пятница, 20.10.2017, 13:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Школа № 10

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Интегрированный урок Утверждение в рассказе Э.Сетона – Томпсона «Лобо» любви ко всему живому 5 класс. Литература +математика + основы здоро
[ Скачать с сервера (61.5Kb) ] 21.05.2014, 16:46

Николаевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №10

Николаевского городского совета

Николаевской области

Интегрированный урок

Утверждение в рассказе Э.Сетона – Томпсона «Лобо» любви ко всему живому

5 класс. Литература +математика + основы здоровья.

 

 

Н.М.Дрибница, учитель русского языка и литературы

Т.Н.Крюк, учитель математики

И.В.Сатура, учитель основ здоровья

Постановка целей и задач

  1. Обратите внимание на тему нашего урока. Форма – тренинг. К нам на урок приглашены учитель математики и учитель основ здоров.

 Как вы думаете, в чём они помогут нам разобраться? Чему сегодня на уроках мы будем учиться? (Мы будем смотреть, как автор стремится пробудить в нас интерес к миру животных, чтобы у нас появилось желание сберечь, защитить его…).

Что развивать? Какие черты характера в себе воспитывать? Запишите тему в тетрадь.

Начертите таблицу «Знаем – Хотим узнать – Узнали».

  1. Прочитайте внимательно тему урока. Какие знания нам понадобятся, чтобы мы хорошо усвоили тему? Заполните названными понятиями часть таблицы. Обратите внимание на рабочую карту.

Знаем: рассказ, любовь к природе обязательна, матёрый…

Не знаем, хотим узнать: почему любовь к природе обязательна для духовного, нравственного человека, почему надо беречь животных и зверей, какой подход использовал автор в изображении животных, какую проблему поставил автор перед людьми нашей планеты Земля, какая основная мысль произведения.

Узнали (заполняется в конце урока):

а) отношения с животными являются очень точной характеристикой людей, показывают, добры они или злы, помогают распознать сущность человека;

б) за волками закреплена слава жестоких хищников, умных и жестоких, но это не означает, что они не способны на трогательную заботу и самоотверженность;

в) Лобо – высокоодарённое существо. Он яркое свидетельство того, как щедра и богата природа, какими совершенными могут быть её создания. Наивные люди полагают, что они превосходят всех и всё на Земле;

г) человек и природа едины, надо научиться жить с этой природой, озаряя наши отношения с ней светом любви и добра. «Мы – дети одной матери – природы».

Подход – научный. Впервые звери показаны такие, как они есть. Автор стремился правдиво описать их повадки. Среду обитания. Словесные и зрительные образы  так сильно впечатляли читателей, что они стали по-иному смотреть на животных, сочувствуя им и стремясь понять их.

Проблема – бесцельное и бессмысленное истребление животных.

Основная мысль – призыв сохранить и защитить прекрасный мир природы.

  1. А теперь мы отправляемся в путешествие по удивительной стране «Природа».

Первая остановка «Займи позицию».На доске – изображения островов .

Названия островов:

«Стремление держать верх над природой».

«Охрана людей и собственности от зверей».

«Охрана зверей от людей».

«Верность своим меньшим братьям».

«Любовь ко всему живому».

Ученики выбирают остров, соответственно своей позиции и приклеивают на него смайлик. Подводятся итоги

Продолжаем наше путешествие.

Вторая остановка «Литературная». Понятие о рассказе. Развитие понятия о литературном герое. Литературная игра. Словарь: любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».

Разминка

У Сетона – Томпсона есть свой природный календарь:

Январь – снежный, февраль – голодный, март – вороний, июль – месяц высоких трав, сентябрь – месяц красных листьев, а теперь сами: май – весёлый, сиреневый, апрель – почечный, июнь – солнечный, август – яблочный, октябрь – праздничный, ноябрь – грустный, декабрь – месяц зелёных ёлок, спящий.

Третья остановка «Следы». Определить, какому представителю природы принадлежат следы. Эксперты комментируют ответы. Физминутка.

На доске - фотографии звериных следов. Ученики по очереди отгадывают зверей, которые оставили эти следы и показывают движения этих животных. Затем учитель показывает фотографию следа , а весь класс повторяет движения зверя.

Четвертая остановка «Волчья». Работа с текстом.

Стр. 239 «Наконец – то он попался! Как я ликовал при этом!» - Признание своей слабости. Волк умнее.

Стр. 240 «Однажды мне … разбежались во все стороны». (Пересказ).  «Но – увы! – не простой волк руководил этим нападением» - Признание: как щедра и богата наша природа! Наивность людей.

Стр. 241 «Он рыскал в темноте… которой доверяли». (Пересказ).  «Герои, которые в одиночку были непобедимы…». «Злополучная привязанность, свойственная волкам». Дружба. Животные умеют мыслить и страдать: странная привязанность Лобо к своей подруге Бланке.

Стр. 244 «Только на следующий день … и попал в ловушку». (Выразительное чтение). «Бедный старый герой!» Жалость. Финал рассказа трагичен. Лобо обманут и побеждён. Ваше отношение к Лобо? Сочувствуете ли вы ему?

Стр. 245 «Раскаяние … но иначе я не могу поступить с тобой».(Выразительное чтение). «Иначе я не могу поступить с тобой». – Нет злорадства. Уважение. Раскаяние. Лобо пойман охотниками. Какой он теперь? Такой же гордый и сильный? Да. Он ещё и опасен.

Стр. 247. «Хорошо, вы овладели мной..». (Выразительное чтение). «Он потерял и силу, и свободу, и подругу». Жизнь ему не нужна. Сердце (душа). Изображён, как человек, гордый, свободный, наш брат. Восхищение. Вынес тройное испытание.

Не то, что мните вы, природа;

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

С такими словами обращается к  нам другой певец природы, творчество которого мы только изучили, Ф. И. Тютчев. (Прокомментировать).

Будучи охотником, Сетон – Томпсон приехал в глушь штата Нью – Мексика, нанятый для того, чтобы отстрелить диких волков. Две недели длилась дуэль между волком и человеком. Победил человек, но эта история так потрясла охотника, что он до конца своей жизни не выстрелил ни в одного волка. А ещё он написал рассказ «Лобо».

Пятая остановка «Командная»

1.Повторение:

Вопрос :  Какие типы поведения человека знаете?( уверенное, пассивное , агрессивное).

На доске – таблица . Задание ученикам: распределить готовые цитаты соответственно типу поведения.

уверенное

поведение

пассивное

поведение

агрессивное

поведение

отважно отправился на охоту

 

приходили в отчаяние

 

с громким криком поскакал на волка

 

 

что-то вроде сожаления шевельнулось в моей душе, когда я собрался поступить с ним так, как он поступал с другими

 

овладевало беспокойство

 

истребил немало волков

 

 

поставил перед волком воду и мясо

 

 

страх перед огромным волком

 

хотел применить отраву

 

 

 

набросили лассо на шею злополучной волчицы и погнали лошадей в противоположные стороны

 

 

Вопрос : Кто из героев рассказа соответствует данным типам поведения? (уверенный- гуманисты, пастухи – пассивный, охотники – агрессивный)

Разделение на команды: пастухи, охотники, гуманисты.

 

Шестая остановка «Математическая»

Слово учителя

Дорогие  дети, сегодня  мы  рассмотрим  это   произведение и  с  математической  точки  зрения, экономической,  точки  зрения  охотника,  пастуха,  гуманиста. Давайте  рассмотрим  возможные  опасности  для  зверя,  домашнего  животного  и  человека  в  живой  природе.

    Согласно  тексту  произведения и  вашим  личным наблюдениям  назовите  возможные  опасности.

Дети  их  называют.(прикрепляем  варианты на  доске)

1.Природный   фактор.

2.Голод.

3.Быть  убитым охотником.

4.Погибнуть от  сородичей.

5.Погибнуть  от  зубов  хищников.

6.Быть  отравленым.

7.Попасть  в  капкан.

Задание  для  групп: назвать возможные  опасности для  зверей(волка в частности)  , домашних  животных,  человека  в  живой  природе  и  выразить обыкновенной  дробью.

 Слушаем  ответы:

1 группа  :для волков-6/7;

 2 группа: для домашних животных-3/7;

 3  группа: для человека  в  живой  природе-4/7.

   Так  как  существование волков наиболее опасно ,  давайте  попробуем  найти  способы  сосуществования  их с домашними животными и людьми. Для  этого  рассмотрим задачи  для  групп, решение  которых поможет указать  на  пути решения  данной  проблемы.

Работа в группах.

1.Задача  для  охотников:

Отряд  состоит  из разведчиков,  окружения,  загонщиков  и  засады.В  разведке  2  человека, в  окружении в 10 раз  больше,что  на  5  больше,  чем  загонщиков  и  на  7  больше , чем в засаде. Какое количество  охотников  в  отряде?

Решение: разведка -2 чел., окружение -10*2=20,загонщиков -20-5=15,засада-20-7=13

Всего: 2+20+15+13=50

Ответ: в отряде 50 охотников.

2.Задача  для  пастухов:

Из  территории  фермерского хозяйства  10 га  отведено для построек,  что  в  20  раз меньше  площади  леса  и  в  30  раз  меньше  площади  посадки  свеклы .Посевы  зерновых  в  10  раз  больше площади леса  и  в 2  раза  меньше  территорий  для  выпаса. Найти  площадь  фермерского  хозяйства.

Решение: постройки -10га,площадь  леса -20*10=200га,  площадь  свеклы -30*10=300га,  посевы  зерновых-200*10=2000га,  территория  выпаса -2000*2=4000га

Всего:10+200+300+2000+4000=6510га

Ответ: площадь  фермерского  хозяйства 6510га.

3.Задача  для  гуманистов:

В  живой  природе  для  одного  волка  надо  минимум  100га площади  для  охоты .В  стае  5 волков. Для  выпаса одной  коровы надо 4 га ,а для  овци-1га.В  фермерском хозяйстве  250  коров и  4000 овец. Сколько  гектаров земель надо  для  волков ,  коров и овец  вместе.

  Решение: для  волков 5*100=500га,  коров  4*250=1000га,для  овец-4000га.

Всего:500+1000+4000=5500га.

Ответ: всего  надо 5500га земель.

  Для  волков -4000+200=4200га,для  всех животных-5500га.Давайте  подумаем  как  можно  примерить  диких  и  домашних  животных?

Слушаем  предложения  учащихся: заменить  частично выпас  кормлением на  фермах  сочными  и  грубыми  кормами  ,ограждение  мест  выпаса,  отстрел  хищников только по  необходимости.

Седьмая остановка «Кинематографическая»

Демонстрация отрывка из кинофильма «Легенда о Лобо»

Восьмая остановка «Экологическая».

Оборудование, материалы к минипроектам:  листы формата А-3, фломастеры, фотографии волков, волчат, коров, овец, ферм, пастбищ, оружия, капканов и т.д. Фотографии волков выбираются и с агрессивным поведением, и в стае, и в логове с волчатами. У детей должна быть возможность выбрать фотографию, соответствующую направлению проекта.

Слово учителя.

Итак , мы подошли к экологической остановке. А что же это за наука- экология?

Экология- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Экология – наука , изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Экология – наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах.

Вопрос: Как вы думаете, в то время, когда Сетон – Томпсон написал рассказ, существовали законы, которые защищают права людей? А права животных? Законы об охране окружающей среды, животных?

Историческая справка.

Рассказ «Лобо» был написан в 1893 году. Международный союз охраны природы был основан в 1948 году. Международная организация защиты окружающей среды – конец 60-х годов ХХ века. Первая государственная организация охраны окружающей среды в США была создана в 1939 году и называлась «Служба рыбных ресурсов и дикой природы».

 А теперь давайте представим, что перед нами – парламент , который может принимать законы. Мы – представители различных групп населения ( охотников, пастухов, гуманистов) и хотим просить парламент о помощи в решении наших насущных проблем.

 Каждая группа выступает от лица своих героев. Каждое выступление иллюстрируется плакатом, где будут отображены основные моменты:

1.Проблемы, которые нужно решить вашим героям.

2. Пути решения этих проблем, которые они предлагают законодательному собранию.

Ученики работают в группах над минипроектами.

Защита минипроектов.

Девятая остановка «Оценочная»

Взаимооценивание – каждый ученик прикрепляет смайлик к плакату группы, которая наиболее полно раскрыла суть проекта ( кроме своего). Затем руководители групп оценивают участие каждого члена группы

Учителя литературы, математики выставляют оценки ученикам по своему предмету.

Десятая остановка «Радостная».

Что вам больше всего запомнилось сегодня на уроке?

Что вы записали в последнем столбце таблицы «Знаем.Хотим узнать. Узнали»?

Как вы думаете , где можно использовать то, что узнали на уроке?

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Luluka
Просмотров: 3033 | Загрузок: 75 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz