Вторник, 21.11.2017, 09:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Школа № 10

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Литература 5 класс
[ Скачать с сервера (29.0Kb) ] 04.04.2017, 14:00
Учитель: Шпарун А.Н., высшая категория
5 класс
Литература

Тема Иван Алексеевич Бунин. Краткие сведения о поэте. «Детство», «Помню долгий зимний вечер…». Гармония состояния природы и человека»

Цель : познакомить учащихся с некоторыми сведениями о жизни и творчестве поэта, содержанием стихотворений «Детство», «Помню долгий зимний вечер…», показать проникновенную любовь поэта к природе, ее неразделимую связь с человеком, формировать умение анализировать поэтический текст, обогатить лексический запас учащихся, повторить имеющиеся знания по теории литературы;


развивать навыки выразительного чтения, память, внимание, творческие способности, художественный вкус;


воспитывать любовь и уважение к природе, художественному слову;

Оборудование:
мультимедия, тексты стихотворений, учебник

Форма урока:
урок «открытия» нового знания

Знать:
краткие сведения об И.А. Бунине, содержание стихотворений «Детство», «Помню долгий зимний вечер…»

Уметь:
высказывать свое отношение к прочитанному, рассуждать о природе в жизни человека, находить художественные средства в стихотворениях и определять их роль, выразительно читать стихи, сопоставлять пейзажные образы в поэзии и в живописи.

Ход урока

І. Оргэтап.

Слайд № 1
Учитель.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Начинаем урок! На столе у вас два смайлика и один на экране. Тот, который на экране, соответствует моему настроению. А какое настроение у вас?
Спасибо. Очень надеюсь, что урок принесет нам еще больше радости и улыбок.
Будьте внимательны и активны.
Если вы проявите сейчас все свое внимание, активность и сообразительность, вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке.

(На фоне музыки «Времена года» И. Чайковский)

Учитель.
Трудно найти человека, который был бы совершенно равнодушен к природе, но еще труднее найти того, кто может рассказать о ее красоте прекрасными стихами.
Мир поэзии волшебный. Поэзию называют голосом сердца, голосом души.
В стихах можно рассказать о многом: о силе дружбы, о любви, о Родине, о верности, но одной из любимых тем поэтов была и остается тема природы.

- Кого из русских писателей, писавших о природе, вы можете назвать?

А вот еще одно имя, и мы с вами погружаемся в мир поэзии замечательного человека.

Слайд № 2

Это о нем сказал А. Блок: «Так знать и любить природу как умеет Бунин, мало кто может».

- Итак, о чем пойдет речь на уроке?
(О Бунине, о его стихах, о природе - тема)
(Мы познакомимся с его биографией и со стихами о природе - цели)

А еще мы увидим неразделимую связь природы и человека, гармонию состояния природы и человека, узнаем с помощью каких художественных средств автор показывает эту красоту, эту гармонию. И может быть, урок поможет вам еще больше полюбить природу, почувствовать вкус к художественному слову.
Слайд № 3

ІІ. Объявление темы, целей урока.

Слайд № 4

- Годы жизни.

Учитель.
Мы, конечно, лично с ним незнакомы, но ведь можно предположить…

ІІІ. Работа над темой.

Входит Бунин.

- Здравствуйте, ребята, здравствуйте дорогие гости!

Учитель.
У нас в гостях Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первый в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы.
Вы можете задать ему вопросы.

- Когда и где Вы родились?
- Где прошло Ваше детство?

Слайд № 5 - 8

(Читает наизусть : «Там, в глубине полевой тишины…, летом среди хлебов, подступавшим к самым моим порогам, а зимой среди сугробов и прошло все мое детство».)
- Когда вы стали писать стихи?
- Я слышал (а), что первые ваши стихи были подражательны. Кому Вы подражали?
- Когда вышел ваш первый сборник стихов?
- Когда Вы стали лауреатом Нобелевской премии?
- В каких стихах Вы писали о своем детстве?

Учитель.
Мы благодарим И.А. Бунина и приглашаем еще раз, уже вместе с нами, «побродить по солнечным палатам» детства. А перед путешествием надо взбодриться ».

Физкультминутки (4)

Работа с текстом.

- Итак, путешествие начинается. В «Детство» И.А. Бунина.

Слайд 9 - 14

Учитель читает стихотворение.

Работа в группах

І группа
«Литераторы» (определяют тему и идею стихотворения)
ІІ группа
«Непоседы» (работают над художественными средствами)
ІІІ группа
«Актеры» (выразительно читают стихотворение)
ІV группа «Искусствоведы» (сравнивают стихотворение «Детство» и картину И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»)

Словарная работа

Бор
- сосновый лес
Аромат
- запах
Палата
-большой красивый зал (царские палаты, расписные)
Гармония
- согласованность, слияние, связь

І группа
Учитель.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- О чем оно? О ком оно? (О красоте природы, о гармонии человека и природы. О самом Бунине, как он гулял по соновому бору, который называли солнечными палатами, о том, как ему было весело, что он ощущал. )

ІІ группа

- Какие слова и образы подчеркивают радость?
(весело бродить, солнечные палаты, блеск яркий, тепло, лето)
- Почему лирический герой стихотворения чувствует себя ребенком? Он же взрослый человек.

(Перед мощным величием природы в сравнении со столетними соснами он чувствует себя вновь ребенком).

- Давайте и мы с вами с помощью «эффекта присутствия» передадим ощущение героя.
- В какой день сладостно душать в бору? В какое время суток?

• Что мы видим? (блеск, сияние, зеленый, коричневый, желтый цвет)
• Что мы слышим?
• Что мы чувствуем?

- С помощью каких эпитетов, метафор, сравнений автор передает это ощущение?
(эпитеты: солнечные палаты, кора груба, морщини ста, красна, смолистый;
метафора: солнечные палаты;
сравнение: песок, как шелк)

Вывод: с помощью этих средств поэт утверждает единство человека и природы.

ІІІ группа

- Что такое рифма?
- Найдите рифму в І строфе.
- Такая рифма называется перекрестной.
- Что такое логическое ударение?
- Что такое логические пауза?
- Расставьте самостоятельно паузы и логичесие ударения.
- Выразительно прочитайте стихотворение.

Учитель.
Стихотворение «Детство» можно проиллюстрировать картиной Шишкина И.И. «Сосны, освещенные солнцем»

Слайд № 15

IV группа

- Что объединяет эти два произведения искусства? (Изображен сосновый бор, использованы одни и те же цвета, вызывают одно и то же ощущение радости, веселья)

Бунин.
Случилось так, ребята, что я долгое время жил вдали от родных. И во многих моих стихотворениях выражена тоска по родимому дому, где я провел детство.

Учитель.
И сейчас мы с вами прочтем одно из самых проникновенных стихотворений поэта, где есть все, чем согрето детство: и материнская любовь, и детские мечты, и надежды.

(Вой вьюги. Слайд 13, 16-19)

Чтение стихотворения «Помню долгий зимний вечер»

Словарная работа

лампада - небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом
обвеянный - окруженный
грезы - мечты

Анализ стихотворения

- Какие чувства вызывает это стихотворение?
- Словесное рисование. Какими картинами вы бы проиллюстрировали стихотворение.
- С помощью каких слов автору удалось создать атмосферу, наводящую тоску.
- Как изменил эту картину мамин шепот? (создал атмосферу уюта, покоя, хотя бушует вьюга).
- Что советует вспомнить мама?
- Счастлив ли мальчик, ему можно позавидовать?
- Скажите, с помощью каких художественно-выразительных средств автор украсил текст, помог создать образ?

(Эпитетов – полудневный летний зной, тихий сон, невнятный шум, золотые волны.
Олицетворений – буря плачет, золотые волны ходят)

Учитель.
Надо сказать, что олицетворение - основной прием в стихотворениях о природе.
Итак, ребята, мы пришли к выводу, что поэт, возвращаясь в свое детство рисует с помощью слова не только природу, но и свои чувства. И чувства поэта соответствуют картинам природы. Это и является гармонией состояния человека и природы.
А еще увидели, что Иван Алексеевич обладает уникальным даром чувствовать слово, что вы сегодня и старались доказать.

Бунин.
Ребята, сегодня вы попытались понять мысли и чувства, которые испытал я, когда писал эти стихи. Я вам очень благодарен. Спасибо, что вы не остались равнодушны к моей поэзии.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Отметить, кто и как работал.

Слайд № 20

2. На уроке я узнал (а)…
На уроке я понял (а)…
На уроке я научился (ась)…
На уроке мне было (скучно, интересно, комфортно)

V. Домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению одного из стихотворений И.А. Бунина наизусть

Памятка «Как успешно работать в группе»

1. Рассмотреть предложенный для работы материал.
2. Распределить между собой виды работ (кто оформитель, кто составитель текста, кто представляет работу, кто читает наизусть, кто сравнивает с картиной художника).
3. Следите за временем.
4. Работайте дружно и слаженно – шум отвлекает вас и ребят в классе

Словарь литературных терминов

Эпитет -это художественное определение, которое образно и эмоционально раскрывает свойство предмета, подчеркивает характерную черту персонажа
олицетворение -перенос свойств человека на неодушевленные предметы
сравнение -художественное средство, в котором один предмет сравнивается с другим по какому-либо общему для них признаку
метафора -скрытое сравнение, при котором свойства одного предмета переносится на другой по их сходству
рифма - созвучие в окончании двух или нескольких слов
логическое ударение -выделение голосом одного слова в предложении, которое считается наиболее важным
логическая пауза -остановки внутри предложения различной длительности. Могут совпадать со знаками препинания, а могут и не совпадать. И бывают разной длительности.

/ - короткая пауза
// - более длительная пауза
///- длинная пауза
Категория: Мои файлы | Добавил: Luluka | Теги: литература, бунин, 5 класс
Просмотров: 28 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz