Вторник, 21.11.2017, 09:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Школа № 10

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Литература 9 клас
[ Скачать с сервера (6.69Mb) ] 04.04.2017, 14:20
Николаевская ООШ №10. Город Николаев
Учитель высшей категории русского языка и литературы Дрибница Надежда Николаевна


Семинар по повести И. С. Тургенева «Ася»

Когда человек счастлив?

Эпиграф:
«Крылья у меня выросли - да лететь некуда» (Х11 глава).
Что за крылья выросли у героини? Почему « лететь» ей некуда?

Цель: обобщить и систематизировать пройденный по теме материал, выяснить, при каких условиях человек бывает счастлив; развивать понятие о подтексте, пейзаже, роли сюжета, сюжетно-композиционных элементах, характеристике героев, развивать умение выделять и комментировать фрагменты текста (речевые ситуации, содержащие подтекст), развивать умение вести дискуссию, расширять читательское восприятие; воспитывать личность учащегося, его эстетическое восприятие и творческое развитие, используя различные виды искусств, способствовать выявлению и сохранению национальной идентичности школьников
.
Оборудование: нарисованные на ватмане крылья (особенности характера Аси, делающие её душу крылатой); фотоматериалы (пейзажи Германии); портреты И. С. Тургенева и тургеневских девушек; видеоматериалы – эпизоды из художественного фильма «Ася» (режиссёр И. Хейлиц, СССР, 1978).

Ход урока

1. Организация класса.
2. Работа по теме.
1. Слово учителя: тема. цель урока, эпиграф, в конце урока заполнение опрос-карточки (работа в парах), вопросы учащимся в ходе прослушивания выступлений.
Впервые мы рассматриваем произведение, в котором главная тема – любовь, в основе сюжета – история любви, закончившаяся разлукой не из-за каких-то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.
2. Выступление учеников
Темы:
«О каких крыльях идёт речь? Образ « тургеневской девушки» (акме-технология: выбрать из перечисленных качеств характера те, которые характерны «тургеневской девушке» и поместиь их на нарисованные крылья).
Заполнение карточки.
«Подтекст в повести» ( сценка из главы 9, символы на рисунках).
Заполнение карточки
«Пейзаж в повести» (выразительное чтение текста, фото-, видеослайды). Удалось ли авторам, работающим в разных видах искусств, передать авторское отношение к природе. Элемент дискуссии.
Заполнение карточки.
«Составные элементы сюжета» (видеопросмотр, авторское отношение и голос главного героя – выразительное чтение актёрами) .
Заполнение карточки.
3. Физкультминутка. Тургенев родился 28.10. 1818 (по новому стилю 09.11.1818).
• Кто, как и Тургенев, родился в октябре или в ноябре ?
• Кто родился 28 числа или 9?
• У кого в дате рождения есть хоть одна 8?.
• Кто знает жанр произведения «Ася»?
• Кто, как и Тургенев, любит путешествовать?
• Вы знаете, что Тургенев интересовался современной литературой разных народов, в том числе и украинского. Он сыграл заметную роль в судьбе украинской писательницы Марии Александровны Вилинской. Тургенев выполнил перевод сборника под названием «Народни оповидання», считая, что её творчество должно стать «дорогим и домашним для русской публики». Кто знает псевдоним этой писательницы? (Марко Вовчок).
• Кто, как и Тургенев, хоть раз уже успел побывать за границей и посмотреть жизнь людей в других странах?
4. Итог урока.
Когда человек счастлив по мнению автора повести7
Что за крылья выросли у героини?
Почему «лететь» ей некуда?
Оценивание.
Д. з.: напишите сочинение-эссе на одну из тем:
Что за хамелеон эта девушка!
Отказ Н. Н. от любви: проявление благородства или трусости?
Повторить правила написания сочинения-эссе
.
Справочный материал

1. О каких крыльях идёт речь?
Герои разговаривают о любви, о том, как возвышает человека это чувство, «поднимает от земли». Но речь идёт не только о любви, но и о крылатости человека, т. е. способности самоотверженно любить, стремиться к чему-то большому, настоящему, чему можно посвятить свои силы. Такова Ася.
2. Роль пейзажа. 10 глава.
Герой необыкновенно взволнован. Он чувствует себя влюблённым, это новое для него ощущение близкого, возможного счастья. Вызывает у него чувство тревоги, беспокойства. Окружающий пейзаж: небо, вода, его отражающая, берега, песнь соловья – всё находится в гармонии с настроением юноши. Состояние природы – «тревожное оживление». Почему не тихая радость, а волнение, раздражение овладевает им?. Будущее счастье требует напряжения всех сил, «крылатости», устремлённости ввысь. Способен ли на это герой?
Пейзаж передаёт не только состояние господина Н., но и его чувствительную душу. Только поэт способен заразиться «сладким ядом» песни соловья, слушать шёпот ветра, дыхание волны, понимать царственность реки.
3. Почему герой несчастлив?
Он не герой и не «романтический пастух», а такой же, как сам Гагин, добрый малый, молодой, славный, но не способный на поступок, на какое-то настоящее дело, требующее всех сил души.
В юности он считал, что жизнь соткана из одних только радостей, всё лучшее ещё впереди, поэтому с лёгкостью расставался со своими надеждами, чувствами, мечтами. Только через много лет он понял, что любовь к Асе была единственной в его жизни, а потеряв её, он расстался навсегда с возможностью счастья. Он не живёт, а доживает свою жизнь, философствуя о её бессмысленности.
Духовный мир Аси, высокие устремления, постоянная работа мысли притягивают обыкновенного и заурядного Н.Н.. Он понимает, что не «герой» и не сможет ответить тем высоким запросам, которые предъявляет к себе и к людям Ася.
Повесть называется «Ася» по имени главной героини, т. к. она не только оказалась главной, т. е. лучшей, истинной по сравнению с Н.Н., но и потому, что осталась на всю жизнь главной, неповторимой в памяти и мыслях рассказчика.

4. «Третье лишнее»

Определить черты характера, несвойственные « тургеневской девушке»

1. Скромная, вялая, чистая.
2. Честолюбивая, лживая, богато одаренная.
3. Сердечная, загадочная, раздражительная,
4. Смелая, экстравагантная, капризная.
5. Развязная, искренняя, сильная.
6. Самоотверженная, загадочная, пошлая.

5. Мудрые мысли о счастье


Когда бог вылепил из глины человека, у Творца остался небольшой неиспользованный кусок.
Бог спросил у человека:
- Что еще тебе слепить?
Человек попросил:
- Слепи для меня счастье!
Бог не произнес ни слова, а лишь вложил человеку прямо в ладонь этот маленький кусочек глины.
Мы сами лепим свое счастье.
6. Несколько известных пословиц о счастье.
Не родись красивой, а родись счастливой.
Счастье на крылах, несчастье на костылях.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Счастье без ума - дырявая сума: что найдешь, то и потеряешь!
Каждый кузнец своего счастья.
7. Правила как обрести счастье.
Работай как будто тебе не надо денег.
Люби как будто тебе никогда не причиняли боль.
Танцуй как будто никто не смотрит.
Пой как будто никто не слышит.
Живи - как будто на земле рай.
8. Герань
1. Цветок герани ассоциируется с комфортом и благополучием в доме.
2. В переводе с греческого языка название обозначает журавль, потому что плоды цветка напоминают птичий клюв.
9. Счастье - это зеркальное отражение твоей души.
10. Экзальтация - приподнятое настроение с оттенком восторженности.
Находиться в экзальтации.

1
Категория: Мои файлы | Добавил: Luluka | Теги: Тургенев, ася, литература
Просмотров: 41 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz