Вторник, 21.11.2017, 09:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Школа № 10

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Разнообразие птиц: связь с природой и творчеством человека.
[ Скачать с сервера (55.0Kb) ] 27.04.2015, 12:26
Тема. Разнообразие птиц: связь с природой и творчеством человека.
Яресько Людмила Валентиновна
Учитель биологии Николаевской общеобразовательной школы І-ІІІ ст.№10
Плехова Елена Анатольевна
Учитель трудового обучения
Николаевской общеобразовательной школы І-ІІІ ст.№10
Биология + трудовое обучение
8-б класс
Тип урока: сообщение и закрепление новых знаний
Комплексно - методическое обеспечение: учебник «Биология» 8 класс, таблицы ( «Классификация птиц», «Птицы Красной книги Украины», «Писанки України»), рушники, вышитые изделия, иллюстративный материал, карточка-задание, информационный материал ( опережающее задание), аудиозапись голосов птиц, листы формата А4, цветная бумага.
Цель: показать разнообразие птиц и
их роль в природе и жизни человека;
развивать умения работать в группе, работать с информацией;
уметь воплотить в творчестве свои знания и навыки;
воспитывать экологическое мышление, уважительное и
бережное отношение к традициям украинского народа.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Психологический настрой.
Учитель трудового обучения . Сегодня мы собрались на интегрированный урок по биологии и технологии. Посмотрите в окно: сегодня хороший день, светит солнышко, за окном летают голуби, воробьи, радуясь ясному дню. Думаю настроение у всех вас хорошее, свои мысли привели в порядок, настроились на урок.
ІІ. Актуализация опорних знаний.
Учитель биологии. Повторим : кто такие птицы?
Индивидуальная работа по карточке-заданию (незаконченное предложение) .
Кто такие птицы?
1. Характерной особенностью птиц является их способность к _________.
2. Тело птиц покрыто ____________.
3. Это ___________ наземные позвоночные животные.
4. Размножаются птицы , откладывая _____________.
5. Выражена ______________ о потомстве.
6. Распространены по всем _____________ и во всех ___________ зонах.
Взаимопроверка, контрольная проверка учителем.
Учитель трудового обучения.
В каких сферах деятельности и как использует человек знания о птицах?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
Учитель биологии. Человек часть природы, часть биосферы, нас окружают растения, животные.
Звучит аудиозапись: голоса птиц ( соловей, кукушка, голубь)
- Какие чувства пробудили у вас голоса птиц?
- О чем пойдет речь на уроке? Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о птицах, разнообразии видового состава, о местах обитания, значении птиц в жизни и творчестве человека.
Учитель трудового обучения. Любовь к птицам из поколения в поколение передавалась в народном творчестве: в украинской семье, где рос мальчик печь разрисовывали петушками, народная свистулька (соловей), в декоративно- прикладном искусстве, при плетении лозой, используются формы птиц (уточка, лебедь), в ландшафтном дизайне.
Птицы радуют наш глаз.
Посмотри скорей сей час:
Сойка, голуб, воробей -
Давайте изучать скорей!
ІV. Изучение нового материала и формирование знаний, умений, навыков.
Учитель биологии: о распространении птиц по всему Земному шару свидетельствует их разнообразие.
Познакомимся с таблицей ( характеристика отрядов) :
Птицы
Надотряд Надотряд
Бегающие птицы Типичные птицы
(страусы, киви) - пингвинообразные ( пингвины)
- курообразные (рябчик)
- гусеобразные ( лебедь)
- соколообразные ( ястреб)
- совообразные ( филин)
- журавлеобразные ( журавль)
- дятлообразные ( дятел)
- воробьинообразные ( голуб)
- аистообразные ( аист)

Работа в группах: работа с учеником, иллюстративным, информационным материалом.
Учащимся предлагается отобрать картинки с изображением отряда птиц и дать характеристику вида по плану:
1. особенности внешнего строения
2. середа обитания
3. «Копилка знаний» (опережающие творческие задания ) .
Группа «Любознательные»: творческие задания по отрядам: пингвинообразные, гусеобразные.
Группа « Исследователи» : курообразные, соколообразные.
Группа «Творческая мастерская» : журавлеобразные, воробьинообразные.
Заслушиваем отчеты групп о проделанной работе, учителя дополняют ответы учащихся.
Зрительная физкультминутка и пальчиковая гимнастика.
Учитель трудового обучения: изготовим на уроке модели голубя в технике оригами . Великий итальянский изобретатель Леонардо да Винчи первый использовал в качестве прототипа крыло птицы для летательного аппарата.
Демонстрация готовых моделей.
Летите, голуби, летите!
Для вас нигде преграды нет!
Несите , голуби, несите
Народам мира наш привет!
Учитель биологии. Человек любуется и использует в своей жизнедеятельности птиц, но о них нужно и заботиться. Рассмотрим представителей, занесенных в Красную книгу Украины ( работа со стенными таблицами). Территория Николаевщины находится в зоне Черноморского орнитологического заповедника ( орнитология – наука о птицах).
V. Итоги. Оценки, их мотивация.
Учитель трудового обучения. Этот урок был полезен не только информационно, но и вашей творческой работой.
Аудиозапись голосов птиц. Сохранился ли ваш эмоциональный настрой до конца урока?
Что помогло вам в этом?
Учитель биологии:
На этом уроку я узнал …?
Этот урок мне дал …?
Я могу использовать свои знания …
Мы хотим, чтобы голубь, как символ мира, навсегда поселился в наших сердцах и над Украиной всегда была мирное небо.
VІ. Інструктаж домашнего задания :
1. Проработать теоретический материал ученика.
2. Знать ответы на вопросы в конце параграфа.
3. Творческое задание: разработать стилизованные изображения птиц, орнамент с символами-птицами.

Приложения.

Группа «Любознательные»: творческие задания по отрядам:
пингвинообразные – интересное о пингвинах У пингвинов есть настоящий « детский» сад. Всех малышей собирают вместе , за ними присматривают опытные самки- «воспитатели», а в это время матери отправляются на кормежку в океан.
Обитая в Антарктиде , пингвины до недавнего времени не встречались с людьми и поэтому совершенно не боятся их. Наоборот , будучи очень любопытными , они сами посещают научные станции, свободно ходят по поселку, заглядывают в дома, а по наклоненному трапу забираются даже на палубы судов.
гусеобразные – легенды и мифы о лебеде .
В мифе царица Спарты Леда сразила своей красотой самого Зевса, и однажды влюбленный владыка богов явился к ней в образе раненого лебедя. Леда приласкала лебедя, и вскоре, она родила яйцо. Из яйца возникла прекрасная Елена, из-за которой впоследствии разгорелась Троянская война.
Лебедь – символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, поэзии
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны. ( К.Бельмонт)
Группа « Исследователи» : курообразные, соколообразные.
курообразные – яйцо как древний символ жизни, значение птицы в писанкарстве. Яйцо - символ извечного возрождения природы, бесконечности жизни, воспевания Солнца как источника жизни на Земле. В дохристианские времена, когда у людей в основном были языческие верования, яйцо, содержащее в себе зародыш солнечной птицы (петуха) и несло в себе начало жизни, считалось талисманом, отгоняет нечистую силу, а с ней и все несчастья. В древности жизнь человека без талисмана была немыслима. Человек со всех сторон был окружен различными опасностями, не понимал явлений природы, поэтому талисман, который обладал способностью отгонять нечистую силу, был очень важен и нужен.
Птицы - существа священные. . Существует поверье, будто душа прилетает птичкой к новорожденному ребенку. Птичкой она и улетает, когда человек умирает. Они символ вечности, бессмертной души, божественного проявления, духов мертвых. Птицы связанны как с Великой богиней неба, так и с богом подземного мира. Так, кукушка - предсказательница смерти, существо, ведущий в потусторонний мир, является мудрой, способной исцелять. Эта птица связывалась с богатством. Аист дарит детей, сова и ласточка также были символами добра и зла, а в голубя вселяется душа и летит с ним в небо ... При этом с богом ада связывались хищные птицы, такие как орел, ястреб. Петух - предвестник дня - проводник божьего солнца и сторож, охраняющий добро от влияния зла.


соколообразные – соколиная охота. Охота с соколом, как ловчей птицей, известна за 750 лет до н.э. на Среднем Востоке ( раскопки Хорсабада). В Европе расцвет соколиной охоты припадает на 12-17 века, в Киевской Руси – в 10 веке, а в Средней Азии – еще раньше.

Группа «Творческая мастерская» : журавлеобразные, воробьинообразные
журавлеобразные – модели журавликов в технике оригами (японская техника складывания бумаги).
… Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он ,пролетая,
Лучше нет родного края!

воробьинообразные – стихотворение о соловье, значение символов птиц в вышивке .Есть категория птиц, которых вышивали конкретно. К ним относится орел, павлин, голубь. Орел, в древней мифологии - символ Всевышнего, символ Творца, олицетворение Мудрости. В Украине распространены рушники, на которых вышиты двуглавые орлы с короной - символ Троицы.
Павлин в восточной традиции означает духовные знания. В традиции древнеславянской - Богородица. Ее изображали в виде большой красивой птицы с женским золотым лицом. Павлины часто вышивались на свадебных рушниках и свадебных женских рубашках. И как атрибут павлина, в свадебный венок вплетались перья.
Голуби издавна символизировали верную любовь. Поэтому древние свадебные рушники, а еще больше поздние, имеют изображение Дерева жизни с голубями или цветущей ветви с голубями. Вышивались даже гнездо с яйцами и двумя птичками - символ будущей счастливой совместной жизни. На украинских рушниках птички в большинстве вышиваются парами, обращенными друг к другу, что также символизирует любовь, взаимное притяжение.
Категория: Мои файлы | Добавил: Luluka
Просмотров: 165 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz